Всемирный день безопасного Интернета.

Чем и как урегулированы вопросы обеспечения безопасности в сети Интернет?

 

Отношения, возникающие при обеспечении защиты информации урегулированы Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии со ст. 3 названного закона правовое регулирование отношений, возникающих в названной сфере, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;  обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; достоверность информации и своевременность её предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 3).

При этом, Закон определяет информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

 

Какие есть ограничения порядка распространения и предоставления информации в сети Интернет?

 

Закон предусматривает целый комплекс мер по работе с информацией в целях обеспечения безопасности.

В частности, согласно ч. 2 ст. 10 закона информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объёме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Организатор распространения информации в сети "Интернет" (за исключением операторов государственных и муниципальных информационных систем, лицензированных операторов связи и граждан (физических лиц), осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд) обязан хранить информацию о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами (ст. 10.1).

В силу ст. 10.2 закона блогер (т.е. владелец сайта или страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей за исключением зарегистрированных СМИ) или владелец новостного агрегатора (т.е. сайта или страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей) при размещении и использовании информации обязаны:

1) не допускать использование сайта или страницы сайта в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

2) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до её размещения и незамедлительно удалять размещённую недостоверную информацию;

3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

4) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

5) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

6) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

При размещении информации на сайте или странице сайта не допускается:

1) использование сайта или страницы сайта в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;

2) распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Злоупотребление правом на распространение общедоступной информации, выразившееся в нарушении вышеуказанных требований, влечёт уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений, а также незамедлительно при получении - решение суда, вступившее в законную силу и содержащее требование о его опубликовании на данных сайте или странице сайта.

Роскомнадзор в целях контроля ведёт реестр таких сайтов и страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трёх тысяч пользователей сети "Интернет".

Кроме того, владелец новостного агрегатора (т.е. владелец сайта или страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей) обязан:

- не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации;

- не допускать распространение новостной информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

- разместить на новостном агрегаторе адреса электронной почты для направления им юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица);

- хранить в течение шести месяцев распространённую ими новостную информацию, сведения об источнике её получения, а также сведения о сроках её распространения, а также обеспечить доступ к ней Роскомнадзора. (ст. 10.4) .

В соответствии со ст. 10.3 закона оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина обязан прекратить выдачу сведений о ссылке, позволяющей получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

 

Кто и как контролирует размещение в сети Интернет запрещённой или ограниченной в распространении информации?

 

Согласно ст. 15.1 закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (http://eais.rkn.gov.ru/), ведение которого осуществляет Роскомнадзор.

Основаниями включения в реестр сведений являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":

- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

- информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от Роскомнадзора уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" названных мер сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.

В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса оператор связи обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".

Похожим способом ограничивается доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ст. 15.5). В указанных целях создаётся "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных".

 

Каков порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона?

 

Согласно ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Роскомнадзор на основании обращения незамедлительно:

1) направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к такому информационному ресурсу или к размещённой на нем незаконной информации. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию;

2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена незаконная информация;

3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена незаконная информация, с требованием принять меры по удалению такой информации;

4) фиксирует дату и время направления уведомления.

После получения требования Роскомнадзора оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к незаконной информации.

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное указанное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить незаконную информацию.

В случае, если владелец информационного ресурса удалил незаконную информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

После получения уведомления и проверки его достоверности Роскомнадзор обязан незамедлительно уведомить оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", после чего оператор связи незамедлительно возобновляет доступ.

Статьей 15.4 закона определён порядок ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети "Интернет"

Так, в случае установленного вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" своих обязанностей (ст. 10.1) в его адрес Роскомнадзором направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.

В случае неисполнения обязанностей в указанный в уведомлении срок доступ к информационным системам ограничивается оператором связи  на основании вступившего в законную силу решения суда или решения Роскомнадзора.

Нарушение вышеуказанных требований закона влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Где определена информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, и что к ней отнесено?

 

Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон определяет информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, к ней, в частности, отнесена информация, запрещённая для распространения среди детей, а именно:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учёбы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Также к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, отнесена информация, распространение которой среди детей определённых возрастных категорий ограничено:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани (ч. 2 ст. 5).

 

Оборот какой информационной продукции запрещён?

 

Оборот информационной продукции, содержащей вышеуказанную информацию (ч. 2 ст. 5 закона), не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Оборот информационной продукции, содержащей вышеуказанную информацию, запрещённую для распространения среди детей, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации, а также без знака информационной продукции, за исключением установленных законом случаев (ст. 11 закона).

В информационной продукции для детей, включая распространяемую через "Интернет", не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 15).

 

Как обозначается продукция ограниченного распространения?

 

Вся печатная продукция, выпущенная в оборот после 1 сентября 2012 года, содержащая информацию, распространение которой среди детей ограничено, должна содержать знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей, установленные производителем и (или) распространителем продукции следующим образом:

1) "0 +";

2) "для детей старше шести лет";

3) "для детей старше 12 лет";

4) "для детей старше 16 лет";

5) "запрещено для детей".

Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении её распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана (ст. 12 закона).

 

Какие имеются ограничения предоставления детям доступа в Интернет?

 

Статьей 14 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определено, что доступ к информации в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги по письменному договору) другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Сайты "Интернет", не зарегистрированные как средство массовой информации, могут содержать знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении её распространения среди детей. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона (ст. 14 закона).

Согласно ст. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 120-З N 239-III «Об охране общественной нравственности»  доступ детей к аудиовизуальным произведениям, распространяемым по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования, в том числе по сети "Интернет", в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей, а также в иных организациях, предоставляющих детям доступ к информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования, в том числе к сети "Интернет", осуществляется при условии применения программно-технических и иных средств, обеспечивающих защиту детей от аудиовизуальных произведений, причиняющих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

В силу ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 822-З N 529-IV  «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет" (ст. 5).

 

Кто контролирует соблюдением названных требований закона об ограничении доступа детей в Интернет?

 

Согласно ст. 20 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Рособрнадзор.

Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий" (ст. 21).

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»  в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Согласно ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 822-З N 529-IV  «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и другие мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах своих полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

В силу ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 1604-З N 737-V от 14 марта 2016 года «Об ответственном родительстве» родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своего ребёнка и получении им медицинской помощи. Родители обязаны принимать меры в т.ч. по недопущению нахождения ребёнка в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет" . Родители обязаны принимать меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, размещаемых в сети "Интернет" и средствах массовой информации или распространяемых иным способом, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

 

Какая установлена ответственность за нарушения вышеназванных требований о безопасности в Интернет?

 

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за совершение следующих действий или бездействие:

- неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ);

- нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 6.17 КоАП РФ);

- пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ);

- использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям (ст. 13.6 КоАП РФ);

- злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ);

- воспрепятствование уверенному приёму радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети "Интернет" (ст. 13.18 КоАП РФ);

- неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети "Интернет" (ст. 13.31 КоАП РФ);

- незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 14.1.1. КоАП РФ);

- деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества (ст. 14.62 КоАП РФ);

- неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.15 КоАП РФ);

- непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 19.7.10 КоАП РФ);

- нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (ст. 19.34 КоАп РФ).

 

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за совершение следующих действий или бездействия:

- неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.  156 УК РФ);

- незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ);

- манипулирование рынком (ст. 185.3 УК РФ);

- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ);

- незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ);

- незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ);

- изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ);

- использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов (ст. 242.2 УК РФ);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ);

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).

 

Старший помощник

прокурора республики

по правовому обеспечению

Машкова Ирина